АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
имени Ж.АБДРАХМАНОВА

Наши партнеры

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

02.06.2020

веб-конференции на тему «Экономика  Кыргызской Республики: что нас ждет в 2020-21гг?»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            от 26 мая 2020 г.

     По результатам конференции учёными - экономистами, представителями бизнес-среды и экспертного сообщества, выработан ряд мер для оживления экономики следующего характера:

 

1. В антикризисный План 1 необходимо вместо отсрочек налогового характера бизнесу ввести налоговые каникулы, как ожидал бизнес. Планы 1 и 2  должны быть в свободном доступе на сайте Правительства КР (а не подаваться как новостная информация), что повысит механизм их прозрачной и подотчетной реализации.

2. Средства Антикризисного фонда, которые в основном состоят из грантов и льготных кредитов международных финансовых организаций, не должны напрямую идти на кредитование, а должны быть использованы на меры прямой поддержки бизнеса и населения. 

3. По поддержке крупных бюджетообразующих предприятий в Плане 2 предлагается лишь «внедрить механизм контроля и мониторинга». Вместе с тем, нужны конкретные меры финансовой поддержки предприятий за счет льготного кредитования и льгот фискальной политики, подготовленные точечно по предприятиям на основе их обследования и анализа. Эти предприятия также понесли убытки и это может сказаться на их стабильной работе и выплате налогов. В результате пострадает государственный бюджет, а вслед за этим весь социальный сектор и экономика в целом.  

4. По аренде, например, правительственные меры касаются только помещений из государственного и муниципального имущества. А вот, как поддержать аренду бизнеса у частников не указано. Частники редко дают арендаторам, как правило льготы, и требуют оплаты. Поэтому нужны льготные (0%) кредиты и субсидии арендаторам по арендной плате.

5. Не уделено внимания   тем сферам предпринимательской деятельности, которые больше всего пострадали от кризиса - авиаперевозки, туризм, непродуктовая розничная торговля, ресторанный бизнес, сфера развлечений и др. Нужно четко и конкретно их поддержать во всех направлениях (налоги, льготное кредитование, субсидии и даже в случае необходимости вхождение в капитал и покупки этих компаний государством). Мероприятия по совместному формированию фонда бизнеса, подвергшегося самым сильным ударам кризиса, должны были быть выполнены еще 15 апреля.

6. Но самое главное в Планах правительства нет тех мер, которые могли бы стимулировать спрос. Отличие этого кризиса по сравнению с кризисом 2008-2009 гг. в том, что под ударом оказались как предложение, так и спрос. По поддержке предложения мер много, но вот по стимулированию спроса их нет. Поэтому, нужны меры прямого субсидирования населения, как это делается в других странах. К примеру, на период ЧП и карантина должны быть выплачены прямые разовые субсидии сроком 3-6 месяцев. Такие же выплаты нужно предусмотреть также тем, кто потерял работу.

7. Поддержка спроса - задача напрямую государственного регулирования и нужно, чтобы государство в первую очередь увеличило свои государственные расходы на поддержку спроса. Реализовать эту задачу государство может через систему госзакупок. А также через реализацию новых проектов по расширению производства в тех отраслях, которые нуждаются в прямой поддержке государства. Государству нужно срочно составить и реализовать Программу создания новых рабочих мест.

8. Также нужны меры по капитализации самого банковского и микрокредитного секторов в целях повышения их ликвидности. Для чего НБКР нужно широко практиковать временные вливания и выдавать им льготные кредиты для повышения ликвидности банков и расширения кредитования.

9. В случае нехватки финансовых ресурсов для реализации мер по финансовой поддержке бизнеса и населения Правительству КР предлагается также прибегнуть к выпуску долгосрочных государственных облигаций в объеме 200 - 400 млн. долларов сроком обращения 10-15 лет, которые мог бы частично приобрести НБКР,, а также предложить их международным финансовым институтам и инвестиционным банкам. Эти облигации могут быть обеспечены нашими Международными резервами в размере 2,1 млрд. долларов и прибылью НБКР в размере 1,8 млрд.долларов

10. Снизить процентные ставки до 4% (было 6-8-10) по проекту «Финансирование сельского хозяйства -8» (6,2 млрд.сом), а также ввести кредитные каникулы для фермерских и крестьянских хозяйств, 1  год по ФХЗ-7, по  ФХЗ-8 льготное время продлить до 1,5 года, вместо 8 месяцев. Снижение произвести за счёт сокращения операционных расходов государственных банков (РСК, Айылбанк) или найти механизмы прямого финансирования субъектов сельского хозяйства.

11. Направляемую сумму 1,5 млрд. сом. на сельского хозяйство от НБКР ориентировать на стартапы в сфере малого и среднего бизнеса в целях увеличения занятости местного сельского населения, имеющий мультипликативный эффект (например, сельский туризм, экотуризм или построение культурной инфраструктуры села)

12. Облегчить доступ к кредитным средствам Российско-Кыргызского фонда развития для предпринимателей АПК и туристической сферы (снижение ставок (посредством снижения операционных расходов), пролонгирование кредитных каникул, включить в проекты все регионы, не только отстающие регионы (сейчас только Баткенская, Таласская и Нарынская области в приоритете) и финансирование стартапов)

13. В случае продолжения пандемии, необходимо подготовить все субъекты туристической отрасли ориентироваться на внутренних туристов, а значит продумать ценовую политику и политику тестирования на коронавирус при въезде в туристические зоны.  В случае открытия границ для всех необходимо усовершенствовать маркетинговую политику по привлечению иностранных туристов (скидки, бонусы, обеспечение возвратности неиспользованных путевок и авиабилетов и т.д.)

14. Ускорить мероприятия по построению кластеров в легкой промышленности для снижения зависимости от китайских товаров,  в частности, по товарам для швейного производства (тканей, фурнитуры, комплектующих изделий) находить пути  кооперирования с предприятиями других страны в рамках ЕАЭС, финансирование собственного производства комплектующих изделий  через финансирование РКФР, а также направить 1 млрд сом НБКР, выделяемый на оборотный капитал швейного производства.

15. Реструктуризировать часть внешнего долга через реализацию зелёных проектов по международной финансовой линии и построения зелёной экономики, или аннулирование внешнего долга в обмен на средства в местной валюте, направленные на проекты развития (например, в проблемные сектора: здравоохранение, образование)

16. Стимулировать актуальные социально-ориентированные принципы кредитования и финансировании, в частности,  продвигать исламские принципы кредитования (которые исключает ростовщический процент и излишнюю неопределенность в сделках).

17. Правительству и  Министерству образования и науки Кыргызской Республики повысить статус дистанционного образования, отойти от заочного обучения. Редактировать Постановление Правительства КР «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих применение дистанционных образовательных технологий» от 26 июня 2014 года № 354

18. Правительству и  Министерству образования и науки Кыргызской Республики определить госзаказ на подготовку вирусологов (КГМА им. И.Ахунбаева)  и на подготовку менеджеров в здравоохранении (АГУП КР)  (выделить бюджетные места)